Вездеходы или, как их еще называют, снегоболотоходы могут передвигаться по пересеченной, заболоченной и заснеженной местности, одолевать высокие препятствия.
Сегодня мы сравним колеса и гусянку: что универсальней, проходимее и экономнее?
Плюсы и минусы колес
На колесные вездеходы ставят шины низкого давления. В составе таких шин высокое содержание каучука, они способны сильно деформироваться — на 35% от высоты профиля, а иногда и больше. Кроме того, на таких шинах ярко выраженные, разделенные на отдельные элементы грунтозацепы. А за счет большого объема воздуха они могут удерживать вездеход на плаву.
Достоинства
+ Шины низкого давления почти не вредят почве и растительности.
+ На колесах можно передвигаться по асфальту.
+ Ехать комфортнее, чем на гусеницах.
+ Расход топлива колесных вездеходов ниже в 2-3 раза, чем у гусеничных аналогов.
+ Спокойно преодолевает колеи.
+ Вездеходы на колесах меньше весят.
+ Ходовая часть проще, чем у гусеничников, легче ремонтировать, особенно в полевых условиях.
+ Быстрее передвигаются по воде.
+ Шины низкого давления позволяют удерживать на поверхности воды бо’льшие объемы груза. Но в большинстве случаев, когда дело касается плавучести, всякий вездеход стараются по максимуму облегчить.
Недостатки
– Низкая грузоподъемность.
– Низкая тяговая способность.
– Хуже проходимость, уступает гусеничнику на слабых грунтах, лесополосе, глубоком снегу.
– Шину можно проколоть ветками и сучками.
Плюсы и минусы гусениц
Гусеница позволяет равномерно распределить вес всего вездехода, поэтому давление на грунт минимально. Высокая площадь контакта с поверхностью делает гусеничники очень эффективными во время езды по рыхлым грунтам вроде песка, даже если нужно заехать в горку. Гусеничники показывают хорошую тяговитость и грузоподъемность, но не слишком хорошую плавучесть. Амфибийные свойства им обеспечивает герметичный корпус.
Достоинства
+ Высокая проходимость, даже по сыпучим грунтам, за счет большой площади опоры и высокого сцепления с дорогой.
+ По валежнику и снегу нет равных.
+ Компактнее и проще в транспортировке, чем колесные аналоги.
+ Гусеницы позволяют вездеходу развернуться на месте.
+ Тяговитее, чем колесные аналоги. Выше грузоподъемность.
Недостатки
– Непросто ремонтировать ходовую часть.
– Колея, пни на делянках легко могут вывести гусеницу из строя.
– Хуже плавучесть, чем у колесников.
– Больше расход топлива.
Как видите, универсального решения нет. Плюсы перетекают в минусы — и наоборот. Выбирая вездеход, нужно учитывать особенности эксплуатации в каждом конкретном случае, включая задачи, которые вы ставите перед техникой, сезон, местность, вместимость и надежность.
-
Третье поколение всесезонного гусеничного вездехода Caiman.
-
Мощная версия вездехода КАЙМАН. Ходовая ГАЗ. Двухцилиндровый двигатель мощностью 24, 27 и 30 л.с.